СУРИНАМ (Экономика)
Обзор экономики:В экономике доминирует бокситовая промышленность, в которой производится более 15% ВВП и которая приносит 70% доходов от экспорта. После прихода к власти осенью 1996 г. правительство ВЙЙДЕНБОША свернуло осуществление программы структурных изменений, разработанной прежним правительством, заявив, что та была несправедлива по отношению к беднейшим слоям общества. Налоговые поступления снизились, так как старые налоги потеряли силу, а правительство не смогло внедрить альтернативную налоговую систему. К концу 1997 г. поступление от Нидерландов новых средств на нужды развития было заморожено, поскольку осложнились отношения между Суринамом и бывшей метрополией. Экономический рост замедлился в 1998 г., при этом произошел спад в горной промышленности, строительстве и коммунальном секторах. Чрезмерные правительственные расходы, низкая налоговая дисциплина, раздутый государственный аппарат и сокращение иностранной помощи в 1999 г. внесли вклад в рост дефицита бюджета, достигшего 11% ВВП. Правительство пыталось покрыть дефицит расширением денежной массы, что привело к драматическому взлету инфляции и падению обменного курса местной валюты. Среднесрочные перспективы экономики Суринама зависят от того, состоится ли переход к ответственной денежной и фискальной политике и будут ли проводиться структурные реформы для либерализации рынков и стимулирования конкуренции. Новое правительство ВЕНЕТИААНА ввело режим строгой экономии, повысило налоги и попыталось строго контролировать расходы. Обменный курс стабилизировался. Правительство Нидерландов вновь стало оказывать помощь, за которой должна последовать и международная финансовая поддержка развития Суринама.
ВВП:по паритету покупательной способности -$1,48 млрд (1999 оц.).
Уровень реального роста ВВП:-1% (1999 оц.).
ВВП на душу населения:по паритету покупа тельной способности - $3 400 (1999 оц.).
Состав ВВП по секторам экономики:сельское хозяйство: 13%; промышленность: 22%; сфера услуг: 65% (1998 оц.).
Доля населения, находящегося за чертой бедности:нет данных.
Процентное распределение семейного дохода или потребления:на 10% наименее обеспеченных семейств приходится: нет данных; на 10% наиболее обеспеченных семейств приходится: нет данных.
Уровень инфляции по потребительским ценам:78% (2000 оц.).
Рабочая сила:100 000 чел.
Структура занятости:сельское хозяйство -нет данных, промышленность - нет данных, сфера услуг - нет данных.
Уровень безработицы:20% (1997).
Бюджет:доходы: $393 млн; расходы: $403 млн, в том числе капиталовложения - $34 млн (1997 оц.).
Сферы экономики:добыча бокситов и золота, производство глинозема, лесоматериалов, пищевая промышленность, рыболовство.
Рост промышленного производства:6,5% (1994 оц.).
Производство электроэнергии:1,937 млрд кВт-ч (1999).
Источники производства электроэнергии:ископаемое топливо: 25,92%; гидроэнергия: 74,08%; ядерное топливо: 0%; другие: 0% (1999).
Потребление электроэнергии:1,801 млрдкВт-ч (1999).
Экспорт электроэнергии:0 кВт-ч (1999).
Импорт электроэнергии:0 кВт-ч (1999).
Продукция сельского хозяйства:рис-сырец, бананы, пальмовая сердцевина, кокосовые орехи, арахис; говядина, цыплята; лесная продукция; креветки.
Экспорт:$443 млн (франко-борт, 1999).
Статьи экспорта:глинозем, сырая нефть, лес, креветки и рыба, рис, бананы.
Партнеры по экспорту:США 23%, Норвегия 19%, Нидерланды 11%, Франция, Япония, Великобритания (1999).
Импорт:$525 млн (франко-борт, 1999).
Статьи импорта:производственное оборудование, нефть, продукты питания, хлопок, потребительские товары.
Партнеры по импорту:США 35%, Нидерланды 15%, Тринидад и Тобаго 12%, Япония, Великобритания, Бразилия (1999).
Внешний долг:$512 млн (2000 оц.). Получатель экономической помощи: Нидерланды предоставили $37 млн в качестве поддержки различных проектов, Европейский фонд развития $4 млн, Бельгия $2 млн (1998).
Донор экономической помощи:
Валюта:гульден Суринама.
Код валюты:SRG.
Валютный курс:SRG/USD -2 178,50 (декабрь 2000), 987,50 (декабрь 1999), 401,00 (декабрь 1998), 401,00 (декабрь 1997), 401,26 (декабрь 1996); примечание: начиная с июля 1994 г. Центральный банк отказался от множественности обменных курсов и курс стал определяться рынком; в течение 1998 г. было введено четыре разных курса; в январе 1999 г. правительство отпустило курс, но потом опять фиксировало его, когда резко упал курс черного рынка; в настоящее время правительство допускает колебания курса продажи валюты в границах плюс-минус 500 гульденов от официального курса.
Финансовый год:календарный год.