Название страны | Обзор экономики | ||
---|---|---|---|
КАЗАХСТАН | Казахстан, вторая по размеру территории республика бывшего СССР, располагает огромными запасами полезных ископаемых, включающими запасы жидкого топлива, минералов и металлов. Казахстан обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом: в степях возможно ведение животноводства и зернового хозяйства. В промышленности преобладают добыча и переработка ископаемых ресурсов, тяжелое машиностроение, производство строительного оборудования, тракторов и сельскохозяйственных машин, а также некоторых видов военной техники. Распад СССР и резкое снижение спроса на традиционную продукцию тяжелой промышленности привели, начиная с 1991 г., к острому экономическому кризису, спад продолжался до 1994 г. Осуществление в 1995- 97 гг. правительством страны ряда экономических реформ и ускорение приватизации имело результатом перемещение значительных активов в частный сектор. Созданный для строительства нефтепровода из Западного Казахстана (от Тен-гизского месторождения) к Черному морю Каспийский трубопроводный консорциум позволит существенно увеличить экспорт нефти в течение ближайших пет. В 1998 г. экономика страны снова пережила спад ВВП на 2,5%, что было обусловлено падением мировых цен на нефть и августовским финансовым кризисом в России. Рост цен на нефть, хороший урожай зерновых и своевременная девальвация тенге вытянули страну из рецессии в 2000 г. Астана сосредоточилась на промышленной политике с целью диверсифицировать экономику и избежать зависимости от нефтяного сектора посредством развития легкой промышленности. | ||
КИРГИЗИЯ | Киргизия - это маленькая бедная горная страна с преобладанием аграрного сектора. Хлопок, шерсть и мясо - главные сельскохозяйственные продукты и статьи экспорта. Промышленный экспорт составляют золото, ртуть, уран и электроэнергия. Киргизия является одной из республик бывшего СССР, достигших наибольшего прогресса в проведении рыночных реформ. Была успешно осуществлена стабилизационная программа, которая позволила снизить темпы инфляции с 88% в 1994 г. до 15% в 1997 г., значительное внимание было уделено стимулированию экономического роста, многие государственные доли в предприятиях были проданы. Производство резко сократилось после распада Советского Союза в 1991 г., но начало восстанавливаться с середины 1995 г., стал увеличиваться экспорт. Однако пенсии, пособия по безработице и зарплата в госсекторе по-прежнему выплачиваются с задержками. Иностранная помощь сыграла главную роль в экономическом подъеме республики в 1996-97 гг. Рост не превысил 2,1% в 1998 г. (преимущественно из-за экономических затруднений России), но достиг 3,6% в 1999 г. и, по оценкам, 5,7% в 2000 г. Правительством был также предпринят ряд мер, направленных на погашение внешнего долга, борьбу с инфляцией, упорядочение сбора налогов. | ||
МОНГОЛИЯ | Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивлент бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год. Правительство МНРП, пришедшее к власти в июле 2000 г., стремится к улучшению инвестиционного климата, оно также должно заняться проблемой обременительного внешнего долга. | ||
ТАДЖИКИСТАН | Таджикистан имеет наименьший уровень ВВП на душу населения среди 15 бывших республик СССР. Хлопок является самой важной культурой. Полезные ископаемые разнообразные - серебро, золото, уран и вольфрам, - но запасы их ограниченны. Промышленность включает большой алюминиевый завод, гидроэлектростанции и мелкие предприятия легкой и пищевой отраслей с устаревшим оборудованием. Экономика Таджикистана сильно ослаблена шестью годами гражданской войны, а также потерей субсидий Москвы и рынков для своей продукции. Большинство людей живут в унизительной нищете. Таджикистан зависит от помощи, получаемой от России и Узбекистана, а также от международной гуманитарной помощи, необходимых для обеспечения основных нужд. Будущее таджикской экономики и потенциал привлечения иностранных инвестиций зависят от сохранения стабильности и прогресса мирного урегулирования. | ||
ТУРКМЕНИСТАН | Туркменистан является преимущественно пустынной страной с кочевым скотоводством (крупный рогатый скот), интенсивным ведением сельского хозяйства в орошаемых оазисах и огромными ресурсами газа (пятое место в мире по запасам) и нефти. Половина орошаемых земель занята хлопком, десятым по величине в мире производителем которого является страна. Вплоть до конца 1993 г. Туркменистан испытывал меньшие экономические потрясения, чем другие бывшие советские республики, благодаря высоким ценам на нефть и газ, что повлекло резкий рост доходов в твердой валюте. В 1994 г. отказ России экспортировать туркменский газ на западный рынок, где поставки оплачиваются в твердой валюте, и растущие долги его основных потребителей среди стран бывшего СССР привели к резкому падению промышленного производства и возникновению некоторого дефицита бюджета. При авторитарном, трансформировавшемся из коммунистического режиме и клановой социальной структуре Туркменистан избрал чрезмерно осторожный подход к экономическим реформам, надеясь использовать продажи газа и хлопка для поддержания в общем неэффективной экономики. Приватизация проводится в ограниченных масштабах. В 1998-2000 гг. Туркменистан страдал из-за недостатка возможностей транспортировки газа на экспорт и необходимости высоких выплат по внешнему долгу. В то же время общие экспортные доходы возросли благодаря высоким ценам на нефть и газ. Перспективы на ближайшее будущее неутешительны из-за массовой бедности населения и тяжелого давления внешнего долга. Помощь МВФ кажется необходимой, однако правительство пока не готово принять его условия. Заключенный в 1999 г. контракт о поставках 20 млрд кубических метров природного газа через систему трубопроводов Газпрома помог смягчить бюджетные проблемы 2000 г. Отсутствие реформ делают сомнительными ближайшие перспективы. | ||
УЗБИКИСТАН | Узбекистан - засушливая, континентальная страна, 10% территории которой составляют интенсивно возделываемые, орошаемые речные долины. Более 60% населения проживает в плотно населеных кишлаках. Узбекистан сейчас является третьим по величине мировым экспортером хлопка, крупным поставщиком золота и природного газа, а также имеет химическую и машиностроительную промышленности регионального значения. После обретения независимости в декабре 1991 г. правительство стремилось поддерживать плановую экономическую систему советского типа с дотациями и жестким контролем за производством и ценообразованием. Однако столкнувшись с высоким уровнем инфляции, правительство приступило к реформам в середине 1994 г., проводя более жесткую денежную политику, приватизацию, слегка уменьшая роль государства в экономике и улучшая условия для иностранных инвесторов. Государство сохраняет доминирующее влияние в экономике, и реформы пока не привели к остро необходимым структурным изменениям. В конце 1996 г. МВФ временно приостановил действие кредитной линии на поддержание стабильности местной валюты в размере $185 млн из-за невыполнения правительством условий фонда. Узбекистан отреагировал на негативные внешние условия, порожденные азиатским и российским кризисом, ужесточив экспортный и валютный контроль в своей и так весьма закрытой экономике. Экономическая политика, которая отпугивает иностранных инвесторов, является главным фактором стагнации экономики. Растущий государственный долг, инфляция и неблагоприятный деловой климат привели к тому, что рост в 2000 г. был вялым. В 2001 г. прогнозируется некоторое улучшение. |
© 2008 - 2018 При использовании информации прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна |