Название страны | Обзор экономики | ||
---|---|---|---|
АЛЖИР | Добыча углеводородов является фундаментом экономики, на нее приходится, по грубым оценкам, 60% бюджетных доходов, 30% ВВП и более 95% доходов от экспорта. Алжир занимает пятое место среди стран мира по объему запасов природного газа и является вторым крупнейшим экспортером газа; находится на четырнадцатом месте по объему запасов нефти. Попытки реформировать одну из самых централизованных плановых экономик арабского мира застопорились в 1992 г., когда в стране начался период политической нестабильности. Финансовые и экономические показатели Алжира улучшались в середине 1990-х гг., отчасти из-за проводимых реформ, поддерживаемых МВФ, а также из-за отсрочки выплат долгов, предоставленной Парижским клубом. Финансовое положение Алжира в 2000 г. улучшилось благодаря высоким ценам на нефть и жесткой налоговой политике правительства, что привело к значительному росту профицита торгового баланса, троекратному росту валютных запасов и сокращению внешнего долга. Правительство продолжает попытки диверсифицировать экономику, привлекая иностранные и внутренние инвестиции в неэнергетический сектора, но успехи в сокращении безработицы и повышении уровня жизни невелики. | ||
ЕГИПЕТ | Ряд соглашений с МВФ, а также списание значительной части внешнего долга, принесенное стране участием в коалиции против Ирака во время войны в Персидском заливе, помогли Египту улучшить свое макроэкономическое положение в 1990-е гг. Благодаря здоровой финансовой и валютной политике Каир сдержал инфляцию, уменьшил бюджетный дефицит и нарастил валютные резервы, вместе с тем структурные реформы -такие как приватизация и принятие нового делового законодательства - стимулировались растущими иностранными инвестициями. К середине 1998 г., однако, проведение структурных реформ затормозилось и снизившееся поступление твердой валюты привело к давлению на египетский фунт и спорадически проявляющейся нехватке долларов. Кризис обслуживания внешнего долга не возник, но попытки Каира ограничить объемы валютных операций укрепили мнение некоторых инвесторов и валютных трейдеров, что правительственным финансовым операциям не хватает координации и прозрачности. Валютное давление с тех пор, однако, уменьшилось благодаря высоким ценам на нефть в 1999-2000 гг., оживлению туризма и ряду небольших девальваций фунта. Развитие экспортной торговли газом является важным положительным фактором будущего роста. | ||
ЗАПАДНАЯ САХАРА | Экономика Западной Сахары, территории с бедными природными ресурсами и недостаточным количеством осадков, зависит от животноводства, которым занимается кочевое население, рыболовства и добычи фосфатов, являющихся основными источниками доходов населения. Основные продукты питания для городского населения приходится импортировать. Всю торговлю и прочую экономическую деятельность контролирует марокканское правительство. Доходы населения и уровень жизни в Западной Сахаре значительно ниже, чем в Марокко. | ||
ЛИВИЯ | Социалистически ориентированная экономика Ливии зависит в основном от прибылей, приносимых нефтедобывающим сектором, его продукция составляет практически 100% экспорта и примерно четверть общего ВВП. Высокие доходы от нефтяной торговли и небольшое население делают Ливию страной с одним из самых высоких ВВП на душу населения во всей Африке, но очень малый процент этих прибылей перепадает низшим слоям общества. Ограничения на импорт и неэффективное распределение ресурсов приводят в этом централизованном обществе к периодической нехватке основных товаров и продуктов питания. Вклад в общий ВВП промышленных предприятий, не относящихся к нефтедобывающему сектору (от переработки сельскохозяйственной продукции до нефтехимии и производства железа, стали и алюминия), и строительства составляет около 20%. Климатические условия и бедные почвы крайне неблагоприятно сказываются на производительности сельскохозяйственного сектора; Ливии приходится импортировать около 75% необходимых продуктов питания. Высокие цены на нефть в 1999-2000 гг. вызвали рост доходов от экспорта, что улучшило макроэкономический баланс и стимулировало развитие экономики. После отмены санкций ООН в 1999 г. Ливия делает попытки привлечения иностранных инвесторов, и пред- ставители нескольких зарубежных компаний посетили страну с целью заключения контрактов. | ||
МАВРИТАНИЯ | Большинство населения до сих пор обеспечивает себя пропитанием, занимаясь сельским хозяйством и животноводством, несмотря на то, что в 1970-х и 1980-х гг. многие кочевники и земледельцы вынуждены были перебраться в города из-за постоянных засух. Мавритания обладает обширными месторождениями железной руды, которая составляет 50% экспорта, но падение мирового спроса на железную руду привело к уменьшению объемов ее добычи. Прибрежные воды страны являются одной из самых богатых рыболовных зон в мире, но чрезмерная активность иностранных рыболовных компаний угрожает этому ключевому источнику доходов. Первый морской порт страны открылся в 1986 г. около Нуакшота. В последние годы засуха и неэффективное управление экономикой привели к росту внешнего долга. В марте 1999 г. мавританское правительство подписало соглашение с совместным представительством Мирового банка и МФВ о получении льготного займа для осуществления реструктуризации экономики в размере $54 млн. Мавритания в 2000 г. вышла из Экономического сообщества западно-африканских стран. Осуществляется приватизация, страна получила облегчение бремени внешнего долга, что позволяет надеяться на продолжение роста, особенно в строительстве, телекоммуникационном и информационном секторах. Начинается разведка и добыча алмазов и нефти. | ||
МАРОККО | Проблемы Марокко типичны для развивающихся стран; правительству нужно ограничить траты на государственный сектор, снять ограничения на частное предпринимательство и торговые отношения с зарубежными партнерами, а также добиться устойчивого роста экономики. Для достижения этих целей правительство с начала 1980-х гг. осуществляет программу реформ при поддержке МВФ, Мирового банка и Парижского клуба кредиторов. Марокканский дирхам на данный момент является полностью конвертируемым по текущим операциям; были осуществлены реформы финансового сектора. Засуха снизила продуктивность сельского хозяйства, что привело к относительному спаду экономической активности в 1999-2000 гг. Однако в течении этого времени Марокко объявило о крупном притоке иностранной валюты от продажи лицензий на предоставление мобильной связи и частичной приватизации государственной телекоммуникационной компании. Благоприятные погодные условия позволяют надеяться на рост в размере 1% в 2001 г. Долгосрочными и трудноразрешимыми проблемами являются обслуживание внешней задолженности, подготовка экономики к более свободным торговым отношениям с ЕС, усовершенствование образовательной системы и привлечение зарубежных инвестиций для повышения уровня жизни и создания рабочих мест для молодого марокканского населения. | ||
СУДАН | Экономика Судана страдает от гражданской войны, хронической политической нестабильности, неблагоприятного климата, низких мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшения объема денежных переводов работающих за границей и неэффективной экономической политики. Основу частного сектора составляют сельское хозяйство (в котором занято 80% рабочей силы), торговля и легкая промышленность, преимущественно переработка сельскохозяйственной продукции. Большая часть 1990-х гг. характеризовалась вялым экономическим ростом, так как МВФ приостановил кредитование, объявив Судан государством, отказы- вающимся сотрудничать, и пригрозил его исключением из МВФ. Начиная с 1997 г. Судан начал проводить рекомендованные МВФ макроэкономические реформы, которые позволили снизить инфляцию до уровня менее 10%. Возможности получения Суданом международной помощи по-прежнему ограничены, так как более 75% суданского долга, составляющего $24,9 млрд, просрочено, а в стране продолжается гражданская война, способствующая изоляции Судана. В 1999 г. Судан начал экспортировать нефть, и в 1999- 2000 гг. впервые был отмечен профицит внешней торговли. В настоящее время добывается 185 000 баррелей нефти в день, из которых 70% экспортируется, а остальное перерабатывается для местного потребления. Добыча нефти растет, регулярные осадки и недавние вложения в развития ирригационных систем должны позволить стране достичь экономического роста в размере 6% в 2001 г. | ||
ТУНИС | У Туниса разнообразная экономика, для которой почти одинаково важны сельскохозяйственный, горнодобывающий, энергетический, туристический и промышленный секторы. Правительственный контроль над экономикой, оставаясь достаточно жестким, за последние десять лет постепенно ослабел, позволив проводить дальнейшую приватизацию и упростить структуру налогообложения; страна вовремя возвращает долги. Реальный рост ВВП в 1990-х гг. в среднем составлял 5,5%; темпы инфляции неуклонно уменьшаются. В этих достижениях главную роль играли туризм и торговля. 1 марта 1998 г. вступило в силу соглашение о сотрудничестве Туниса с ЕС; это первое подобное соглашение ЕС и страны Средиземноморья. Следуя ему, в следующее десятилетие Тунис постепенно устранит препятствия в торговле с ЕС. В повестке дня дальнейшая приватизация, либерализация законов о капиталовложениях, необходимая для привлечения зарубежных инвесторов, а также повышение эффективности государственного управления экономикой. |
© 2008 - 2018 При использовании информации прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна |