Название страны | Обзор экономики | ||
---|---|---|---|
КУБА | За последние годы правительство предприняло несколько реформ, чтобы остановить отток населения с острова, увеличить стимулы к труду и сократить значительный дефицит продуктов питания, потребительских товаров и услуг. Стандарты жизни для большинства кубинцев, не располагающих долларами, остаются ниже 1990 г. Проведенная в октябре 1994 г. либерализация сельскохозяйственных рынков, на которых государственные предприятия и крестьяне-частники продают излишки продукции по свободным ценам, расширила альтернативное легальное потребление и снизила цены на черном рынке. Новые налоги, введенные в 1996 г., помогли снизить теневую занятость, составлявшую 208 000 человек в январе 1996 г. Гавана в 1995 г. объявила, что снижение ВВП на 35% в течение 1989-93 гг. является результатом прекращения советской помощи и внутренней неэффективности. Спад ВВП, по-видимому, остановился в 1994 г., когда Куба объявила о росте на 0,7%, который увеличился до 2,5% в 1995 г. и до 7,8% в 1996 г. Рост ВВП замедлился в 1997 и 1998 гг., составив 2,5% и 1,2% соответственно, и вновь увеличился до 6,2% в 1999 г. и 5,6% в 2000 г. Оживление кубинской экономики в основном обязано возрождением туризма и иностранным инвестициям. Рост в 2001 г. должен сохраниться на том же уровне, в то время как правительство балансирует между необходимостью большей экономической свободы и заботой о сохранении политического контроля. | ||
КУВЕЙТ | Кувейт обладает небольшой, сравнительно открытой экономикой, разведанные запасы сырой нефти составляют около 94 млрд баррелей - 10% от всех мировых запасов нефти. В нефтяной отрасли производится около половины ВВП, она дает 90% доходов от экспорта и 75% государственных доходов. Кувейт страдает от нехватки воды и практически полного отсутствия пахотных земель, поэтому сельское' хозяйство не развивается. Страна почти полно-; стью зависит от импорта продовольственных товаров, за исключением рыбы. Около 75% питьевой воды опресняется либо импортируется В 1999-2000 ФГ высокие цены на нефть принесли профицит бюджета в размере $2 млрд. Бюджет 2000-01 ФГ принят только на 9 месяцев из-за перехода на другие сроки финансового года, Бюджет 2001-02 ФГ, который начался 1 апреля, предусматривает повышение расходов на зарплату служащих, строительство и другие статьи. Кувейт ведет переговоры с иностранными нефтяными компаниями о разработке месторождений в северной части страны. | ||
ЛАОС | Правительство Лаоса (одной из немногих оставшихся стран, официально считающихся коммунистическими) в 1986 г. объявило о децентрализации управления и поощрении частного предпринимательства. Исходный уровень экономики был крайне низким, поэтому результаты оказались потрясающими - в 1988- 97 гг. среднегодовой экономический рост составлял 7%. В дальнейшем темпы реформ замедлились, и рост сократился до 3%. Поскольку экономика Лаоса в значительной степени зависит от торговли с Таиландом, она понесла ущерб вследствие регионального финансового кризиса, начавшегося в 1997 г. Неудовлетворительные действия правительства усугубили кризис. С июня 1997 г. по июнь 1999 г. лаосский кип потерял 87% своей стоимости; пик кризиса был достигнут в сентябре 1999 г., когда после резких скачков курс в течение нескольких недель упал с 3 500 кипов за доллар до 9 000 кипов за доллар. Теперь, когда валютный курс стабилизировался, правительство, кажется, довольно сложившейся ситуацией, несмотря на ограниченные государственные доходы и малые валютные резервы. В Лаосе, не имеющей выхода к морю стране с примитивной инфраструктурой, отсутствует сеть железных дорог, система автодорог находится в зачаточном состоянии, внутренние и внешние средства телекоммуникации ограничены. Электричество имеется лишь в нескольких городских районах. Средства к существованию населения дает сельское хозяйство, составляющее половину от ВВП; в нем занято 80% рабочей силы. В обозримом будущем экономика Лаоса будет продолжать зависеть от МВФ и других международных источников помощи; в настоящее время Япония является крупнейшим донором; помощь от бывшего СССР и стран Восточной Европы прекратилась. | ||
ЛАТВИЯ | В 2000 г. переходная экономика Латвии восстановилась после августовского финансового кризиса 1998 г. в России, главным образом благодаря жесткой бюджетной политике правительства ШКЕЛЕ и постепенной переориентации экспорта на страны ЕС, что уменьшает торговую зависимость Латвии от России. Латвия официально принята в ВТО в феврале 1999 г. (первым из балтийских государств). В декабре 1999 г. на саммите ЕС в Хельсинки Латвия получила приглашение начать (в начале 2000 г.) переговоры о вступлении в ЕС. Безработица в стране составила в 2000 г. 7,8%, против 9,6% в 1999 г. и 9,2% в 1998 г. Приватизация крупных государственных предприятий в коммунальном секторе и судостроении была еще раз отложена в 2000 г. и политическая нестабильность не позволит завершить процесс приватизации в следующем году. Латвия прогнозирует в 2000 г. рост ВВП на 6%, инфляцию в размере 2,5-3% и дефицит бюджета в размере 1,7%. Подготовка к вступлению в ЕС остается приоритетным направлением внешней политики на ближайшие годы. | ||
ЛЕСОТО | Лесото - маленькая, гористая, не имеющая выхода к морю страна; ее единственным природным ресурсом является вода. Экономика держится на сельском хозяйстве, животноводстве и денежных переводах от горняков, работающих в Южно-Африканской Республике. В течение нескольких последних лет число этих горняков неуклонно сокращалось. Слаборазвитый промышленный сектор зависит в основном от фермерства, обеспечивающего сырьем мукомольную, консервную, кожевенную и джутовую промышленность. Сельскохозяйственные продукты экспортируются преимущественно в Южно-Африканскую Республику. Основную часть государственных доходов Лесото приносит членство в общем таможенном союзе с ЮАР. Хотя за последние несколько лет активность сельскохозяйственного сектора снизилась из-за затяжной засухи, завершение строительства крупной гидроэлектростанции в январе 1998 г. позволяет ныне продавать воду Южно- Африканской Республике; торговля водой может стать для Лесото источником доходов. Темпы при ватизации в последние годы выросли. В декабре 1999 г. правительство приступило к реализации девятимесячной программы под контролем МВФ, нацеленной на структурную перестройку и ста билизацию макроэкономических показателей. Правительство продолжает готовиться к реали зации с МВФ следующей трехлетней программы сокращения бедности и стимулирования роста. | ||
ЛИБЕРИЯ | В 1989-96 гг. гражданская война разрушила большую часть либерийской экономики, особенно инфраструктуру Монровии и ее окрестностей. Многие бизнесмены покинули страну, лишив ее своих капиталов и опыта. Некоторые их них вернулись в 1997 г. Многие не захотели вернуться. Обладая богатыми водными и минеральными ресурсами, обширными лесами и климатом, благоприятным для сельского хозяйства, Либерия является производителем и экспортером основных видов сырья; местные промышленные предприятия, в основном принадлежащие иностранным компаниям, производят весьма ограниченный объем продукции. Демократически избранное правительство, пришедшее к власти в августе 1997 г., унаследовало огромный международный долг и в настоящий момент полагается на прибыли, приносимые морским регистром страны и составляющие основную часть доходов в твердой валюте. Восстановление инфраструктуры разрушенной экономики Либерии и повышение доходов ее населения будут зависеть от проведения новым правительством продуманных макро- и микроэкономических реформ, в частности - от создания благоприятных условий для зарубежных инвестиций. Недавний рост начался с очень низкого уровня, и его продолжение потребует больших политических успехов. | ||
ЛИВАН | Гражданская война 1975-91 гг. причинила значительный ущерб экономической инфраструктуре Ливана, наполовину сни-зила производство и почти полностью подорвала позиции Ливана как торгового и банковского центра Ближнего Востока. Мир позволил центральному правительству восстановить контроль в Бейруте, начать собирать налоги и получить доступ к ключевым портовым и правительственным сооружениям. Экономическое восстановление было поддержано здоровой в финансовом отношении банковской системой и малыми и средними предприятиями. Главными источниками валютных поступлений являются денежные переводы работающих за рубежом, банковские услуги, промышленный и сельскохозяйственный экспорт и международная помощь. Ливанская экономика начала решительное движение вперед после запуска в 1993 г. правительственной программы реконструкции "Горизонт-2000" в размере $20 млрд. Реальный рост ВВП составил 8% в 1994 г. и 7% в 1995 г., по 4% в 1996 г. и 1997 г., после чего произошло снижение до 2% в 1998 г., -1% в 1999 г. и 1% в 2000 г. В течение 1990-х гг. ежегодный уровень инфляции снизился с более чем 100% до нуля, валютные резервы выросли с $1,4 млрд до $6 млрд. Растущий приток капитала способствует положительному сальдо текущего платежного баланса, и положение ливанского фунта последние два года очень прочно. Также удалось добиться прогресса в восстановлении материальной и финансовой инфраструктуры. Solidere, фирма с капитализацией в $2 млрд, управляет восстановлением деловой части Бейрута; в январе 1996 г. вновь открылась биржа; возвращаются международные банки и страховые компании. Правительство, тем не менее, сталкивается с серьезными проблемами в экономической области. Ему приходится финансировать восстановление из валютных резервов и прибегать к новым заимствованиям, преимущественно у местных банков. Недавно сформированное правительство ХАРИРИ анонсировало политику уменьшения нарастающего бюджетного дефицита и бремени национального долга. Разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными вырос в течение 1990-х гг., в результате чего народные массы проявляют недовольство неравным распределением выгод от восстановления. | ||
ЛИВИЯ | Социалистически ориентированная экономика Ливии зависит в основном от прибылей, приносимых нефтедобывающим сектором, его продукция составляет практически 100% экспорта и примерно четверть общего ВВП. Высокие доходы от нефтяной торговли и небольшое население делают Ливию страной с одним из самых высоких ВВП на душу населения во всей Африке, но очень малый процент этих прибылей перепадает низшим слоям общества. Ограничения на импорт и неэффективное распределение ресурсов приводят в этом централизованном обществе к периодической нехватке основных товаров и продуктов питания. Вклад в общий ВВП промышленных предприятий, не относящихся к нефтедобывающему сектору (от переработки сельскохозяйственной продукции до нефтехимии и производства железа, стали и алюминия), и строительства составляет около 20%. Климатические условия и бедные почвы крайне неблагоприятно сказываются на производительности сельскохозяйственного сектора; Ливии приходится импортировать около 75% необходимых продуктов питания. Высокие цены на нефть в 1999-2000 гг. вызвали рост доходов от экспорта, что улучшило макроэкономический баланс и стимулировало развитие экономики. После отмены санкций ООН в 1999 г. Ливия делает попытки привлечения иностранных инвесторов, и пред- ставители нескольких зарубежных компаний посетили страну с целью заключения контрактов. | ||
ЛИТВА | Литва, балтийское государство, которое ведет широкую торговлю с Россией, пережила спад после финансового кризиса в России в августе 1998 г. Высокая безработица и слабый потребительский спрос препятствуют выздоровлению экономики. ВВП в 2000 г. вырос на 2,9% (меньше, чем в Латвии и Эстонии), безработица оценивается в 10,8% (наивысший уровень за период после восстановления независимости в 1990 г.). В 2001 г. прогнозируется рост в размере 3,2%, инфляция - 1,8%, бюджетный дефицит - 3,3%. В начале 2001 г. литовское правительство объявило, что возможна привязка местной валюты, лита, к евро (пока лит привязан к доллару) в течении 2002 г. Литва должна ратифицировать 25 соглашений вместе с другими правовыми документами и обязательствами к 1 мая 2001 г., чтобы стать членом ВТО. В декабре 1999 г. на саммите ЕС в Хельсинки Литва получила приглашение начать (в начале 2000 г.) переговоры о вступлении в ЕС. Приватизация крупных государственных предприятий, особенно в энергетическом секторе, остается ключевой задачей на 2001 г. | ||
ЛИХТЕНШТЕЙН | Несмотря на свои небольшой размер и ограниченные природные ресурсы, Лихтенштейн стал процветающей, высокоиндустриальной экономикой свободного предпринимательства с важным сектором финансовых услуг и уровнем жизни населения, находящимся на уровне промышленных районов своих крупных европейских соседей. Низкий уровень налогов на бизнес (максимальная ставка налога составляет 18%) и простые регистрационные правила способствовали тому, что около 73 700 холдинговых или так называемых компаний-почтовых ящиков номинально открыли офисы в Лихтенштейне, обеспечивая 30% государственных доходов. Страна является участником таможенного союза со Швейцарией и использует швейцарский франк в качестве национальной валюты. Страна импортирует более 90% необходимой ей электроэнергии. Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую зону (организацию, которая служит мостом между Европейской ассоциацией свободной торговли [ЕАСТ] и ЕС) с мая 1995 г. Правительство принимает меры для приведения своей экономической политики в соответствие с политикой стран объединенной Европы. | ||
ЛЮКСЕМБУРГ | Стабильная и высокодоходная экономика характеризуется устойчивым ростом, низкой инфляцией и низким уровнем безработицы. Промышленный сектор, в котором до последнего времени преобладала черная металлургия, теперь значительно диверсифицирован и включает химическое производство, производство резины и другой продукции. За последнее десятилетие рост финансового сектора с лихвой компенсировал упадок сталелитейной промышленности. Предоставление услуг, особенно в банковском секторе, составляет все большую часть экономики. В сельском хозяйстве преобладают малые семейные фермы. Экономика зависит от иностранных работников, составляющих 30% рабочей силы. Люксембург имеет особенно тесные торговые и финансовые связи с Бельгией и Нидерландами и, как член ЕС, пользуется преимуществами открытого европейского рынка. Люксембург объединился с другими 10 странами ЕС для создания зоны евро 1 января 1999 г. | ||
МАВРИКИЙ | Со дня провозглашения независимости в 1968 г. Маврикий превратился из страны с нерентабельной, зависимой от сельского хозяйства экономикой в страну с достаточно высокими доходами и развитой экономикой; роль промышленного, финансового и туристического секторов неуклонно возрастает. Почти все это время среднегодовой уровень роста ВВП составлял 5-6%. Это замечательное достижение привело к росту продолжительности жизни, снижению детской смертности и значительному улучшению инфраструктуры. Сахарный тростник произрастает на 90% культивируемых земель и обеспечивает 25% экспортных доходов. Однако в 1999 г. рекордно сильная засуха нанесла огром- ный урон урожаю сахарного тростника. В основе правительственной стратегии развития лежит привлечение иностранных инвестиций. Маврикий привлек более 9 000 оффшорных компаний, многие из которых ведут бизнес с Индией и ЮАР; инвестиции в один лишь банковский сектор составили более $1 млрд. Развитие экономики с 1991 г. отличали стабильно высокие темпы роста и низкая безработица. | ||
МАВРИТАНИЯ | Большинство населения до сих пор обеспечивает себя пропитанием, занимаясь сельским хозяйством и животноводством, несмотря на то, что в 1970-х и 1980-х гг. многие кочевники и земледельцы вынуждены были перебраться в города из-за постоянных засух. Мавритания обладает обширными месторождениями железной руды, которая составляет 50% экспорта, но падение мирового спроса на железную руду привело к уменьшению объемов ее добычи. Прибрежные воды страны являются одной из самых богатых рыболовных зон в мире, но чрезмерная активность иностранных рыболовных компаний угрожает этому ключевому источнику доходов. Первый морской порт страны открылся в 1986 г. около Нуакшота. В последние годы засуха и неэффективное управление экономикой привели к росту внешнего долга. В марте 1999 г. мавританское правительство подписало соглашение с совместным представительством Мирового банка и МФВ о получении льготного займа для осуществления реструктуризации экономики в размере $54 млн. Мавритания в 2000 г. вышла из Экономического сообщества западно-африканских стран. Осуществляется приватизация, страна получила облегчение бремени внешнего долга, что позволяет надеяться на продолжение роста, особенно в строительстве, телекоммуникационном и информационном секторах. Начинается разведка и добыча алмазов и нефти. | ||
МАДАГАСКАР | Мадагаскар страдает от хронической нехватки продовольствия, недостаточных возможностей здравоохранения и образовательной системы, 3%-ного ежегодного прироста населения и опустошительной вырубки лесов, сопровождающейся эрозией почв. Сельскохозяйственный сектор, в который входят рыболовство и лесоводство, занимает центральное место в экономике; его вклад в общий ВВП составляет 30%, а его продукция обеспечивает более 70% прибылей от экспортной торговли. Промышленность ограничена производством текстиля и обработкой сельскохозяйственной продукции. Рост производства в 1992-97 гг. в среднем был меньше прироста населения. Развитие экономики сдерживалось антиправительственными забастовками и демонстрациями, падением мирового спроса на кофе, а также непоследовательностью правительства в проведении экономических реформ. Ключевыми факторами будущего роста будут расширение реформ, зарубежная экономическая помощь и иностранные инвестиции. В 2001 г. рост должен составить около 5%. | ||
МАЙОТТА | В основе экономики Майотты находится сельскохозяйственный сектор, включающий рыболовство и животноводство. Майотта не в состоянии обеспечить себя необходимыми товарами и вынуждена импортировать значительную часть продовольствия (в основном из Франции). Развитие экономики острова сильно зависит от финансовой поддержки Франции, составляющей большую долю ВВП. Неудобное географическое расположение Майотты препятствует развитию туризма. ВВП: по паритету покупательной способности - $85 млн (1998 оц.). |
© 2008 - 2018 При использовании информации прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна |