Название страны | Обзор экономики | ||
---|---|---|---|
АЛБАНИЯ | Исключительно бедная по европейским стандартам Албания осуществляет сейчас сложный переход к более открытой рыночной экономике. В 1993-95 гг. наблюдалось оживление экономики после жестокой депрессии, сопровождавшей распад старой системы централизованного планирования в 1990-91 гг. Однако ослабление решимости правительства следовать курсом стабилизации в 1996 г. (год выборов) привело к новому витку инфляции из-за большого дефицита бюджета, который превысил 12% ВВП. В начале 1997 г. произошел обвал финансовой пирамиды, в которую сделали вклады значительная часть албанцев, следствием чего стали сильные волнения, унесшие более 1 500 жизней и приведшие к падению ВВП на 7%. Правительство предприняло меры к обузданию преступности и стимуляции экономической активности и торговли. Экономику поддерживают денежные переводы на родину от 20% албанцев, работающих за рубежом, в основном в Греции и Италии. Эти перечисления пополняют ВВП и помогают компенсировать огромный дефицит внешней торговли. В 1992 г. большая часть земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, была приватизирована, что существенно увеличило доходы крестьянства. В 1998 г. Албания устранила последствия 7%-го падения ВВП в 1997 г., а в 1999 г. он вырос на 7,5%. Международная поддержка облегчила бремя больших расходов по приему и возвращению на родину беженцев из Косово. В 2000 г. были достигнуты некоторые успехи в приватизации, но другие реформы запаздывают. | ||
БОЛГАРИЯ | Болгария, бывшая коммунистическая страна, стремящаяся присоединиться к европейской рыночной экономике, пережила значительный экономический спад в 1996 и 1997 гг. Показатели инфляции были трехзначными, а ВВП сжался на 10,6% и 6,9% соответственно. Правительство, пришедшее к власти после внеочередных парламентских выборов в мае 1997 г., стабилизировало экономическое положение и способствовало росту введением режима «валютного комитета», осторожной финансовой политикой, стимулированием приватизации и подготовкой структурных реформ. Кроме того, сильная поддержка со стороны международных финансовых институтов (прежде всего МВФ, который в сентябре 1998 г. одобрил трехлетнюю программу расширенного кредитования на сумму $900 млн) сыграла важнейшую роль в выздоровлении экономики. После нескольких лет падения болгарская экономика стабилизировалась. Ее экономическое развитие в 1999 г. превзошло ожидания, несмотря на воздействие косовского конфликта, финансового кризиса в России и проведение структурных реформ. Мощный рост в 2000 г. предвещает уверенный рост также и в течение нескольких следующих лет; его достижение зависит от дальнейшего проведения жесткой денежной политики, дополнительных структурных реформ, получения зарубежной помощи и процветания экономики ЕС. | ||
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА | Босния и Герцеговина, наряду с Македонией, являлась самой бедной республикой в составе бывшей югославской федерации. Несмотря на то, что сельское хозяйство практически полностью является частным, фермы небольшие и неэффективные, и республика традиционно является импортером продовольствия. В промышленности занято слишком много людей, что является одним из последствий экономической структуры социалистической Югославии. ТИТО (TITO) развивал в республике строительство военных предприятий, и это привело к тому, что на территории Боснии находилось значительное количество югославских оборонных заводов. Кровопролитная межэтническая война в Боснии с 1990 по 1995 гг. привела к падению производства на 80%, стремительному росту безработицы и нищеты населения. В годы хрупкого мира, в 1996-98 гг., последовал высокий в процентном исчислении рост производства, поскольку начинать пришлось практически с нуля, но уже в 1999 г. темпы роста ощутимо замедлились и ВВП остается гораздо ниже уровня 1990 г. Данных о состоянии экономики недостаточно, поскольку общенациональный статистический учет не ведется (хотя данные собираются в обеих частях страны). Более того, официальные данные не учитывают масштабного черного рынка. Марка — национальная валюта, введенная в обращение в 1998 г.— приобрела широкое признание и Центральный банк Боснии и Герцеговины смог резко увеличить свои резервы. Приватизация, однако, идет медленнее, чем предполагалось. Банковская реформа ускорилась в 2001 г., поскольку все финансовые институты коммунистической эпохи прекратили существование. Страна получает существенные суммы на восстановление экономики и гуманитарную помощь от международного сообщества, однако ей следует быть готовой к сокращению этих поступлений. | ||
БЫВШАЯ ЮГОСЛАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ | В момент провозглашения независимости в ноябре 1991 г. Македония была наименее развитой республикой в составе Югославии, на нее приходилось менее 5% общефедерального производства товаров и услуг. Распад Югославии положил конец субсидиям центра и уничтожил преимущества от пребывания в де-факто свободной торговой зоне. Отсутствие инфраструктуры, санкции ООН, которым подвергся крупнейший торговый партнер Югославия, и экономическое эмбарго Греции препятствовали экономическому росту до 1996 г. Затем ВВП увеличивался каждый год, в 2000 г. рост составил 5%. Успешно проведенная приватизация в 2000 г. резко увеличила валютные резервы страны, превысившие $700 млн. Кроме того, руководство страны проявляет приверженность проведению экономических реформ, принципам свободной торговли и региональной интеграции. Инфляция в 2000 г. подскочила до 11%, в основном из-за высоких цен на нефть. | ||
РУМЫНИЯ | Румыния, одна из беднейших стран Центральной и Восточной Европы, начала переход от социализма в 1989 г. с устаревшей производственной базой и промышленными ресурсами, совершенно не соответствующими ее потребностям. За последние десять лет реструктуризация экономики отстает в сравнении с другими странами региона, вследствие чего уровень жизни продолжает падать, реальная заработная плата сократилась на 40%. Коррупция также возросла. ЕС ставит Румынию на последнее место среди кандидатов на вступление, а ЕБРР считает, что Румыния имеет наихудшие результаты перестройки экономики среди стран региона. В 2000 г. стране удалось прервать трехлетний спад благодаря высокому спросу на ее экспортные товары на рынке ЕС. Новое правительство, избранное в ноябре 2000 г., обещает способствовать экономическим реформам. Бухарест надеется получить финансовую и техническую помощь от международных финансовых институтов и правительств стран Запада, переговоры о новом соглашении с МВФ о кредитовании для пополнения валютных резервов должны начаться в начале 2001 г. Если реформы затянутся, возможности Румынии получать кредиты как из частных, так и из государственных источников быстро иссякнут, что может вызвать новый финансовый кризис. | ||
СЛОВЕНИЯ | Хотя Словения продолжает обладать наивысшим показателем ВВП на душу населения среди переходных экономик Центральной Европы, она нуждается в ускорении приватизации и снятии ограничений на иностранные инвестиции. Примерно 45% экономики остается в руках государства, и уровень иностранных прямых инвестиций в сравнении с ВВП остается самым низким в регионе. Аналитики предсказывают рост на 4-4,2% в 2001 г. Ожидается замедление роста экспорта в 2001-02 гг. из-за вялости рынков ЕС. Инфляция возросла с 6,1% до 8,9% в 2000 г. и вызывает беспокойство. | ||
ТУРЦИЯ | Турция обладает динамичной экономикой, представляющей собой смешение современной промышленности и коммерции с традиционным сельским хозяйством, на который все еще приходится 40% занятых. В стране сильный и быстро развивающийся частный сектор, но государство по-прежнему играет ведущую роль в основных отраслях промышленности, банковском секторе, транспорте и коммуникациях. Наиболее важной отраслью и основной статьей экспорта являются текстильная промышленность и производство предметов одежды, практически полностью сосредоточенные в частных руках. Экономическая ситуация в последние годы характеризовалась нестабильным ростом и серьезными дисбалансами. Ежегодный реальный рост ВНП в последние годы составлял 6%, но это быстрое поступательное движение в 1994 и 1999 гг. прерывалось резкими спадами. Вместе с тем финансовый дефицит государственного сектора регулярно превышал 10% от ВВП, во многом благодаря высокому уровню платежей по обслуживанию долга, составляющим сейчас более 40% государственных расходов. Инфляция остается высокой, исчисляясь двузначными числами. Видимо, из-за этого прямые иностранные инвестиции в экономику страны остаются небольшими - менее $1 млрд в год. Перспективы, впрочем, выглядят обнадеживающими, так как правительство ЭДЖЕВИТА с июня 1999 г. реализует масштабную программу экономических реформ, поддерживаемую МВФ; среди предпринимаемых мер ужесточение бюджета, реформа социального обеспечения, реорганизация банковской сферы и ускорение приватизации. В результате финансовая ситуация резко улучшилась, а инфляция упала ниже 40% - самый низкий показатель с 1987 г. Страна пережила финансовый кризис в конце 2000 г., в том числе резкий спад на фондовом рынке и сильное сокращение валютных резервов, однако восстановление оказалось достаточно быстрым благодаря дополнительной помощи МВФ и приверженности правительства проведению согласованных экономических реформ. | ||
ХОРВАТИЯ | До распада Югославии Хорватия была второй после Словении по благосостоянию и индустриальному развитию областью Югославии со среднедушевым производством примерно на треть выше югославского. Независимая Хорватия столкнулась со значительными экономическими трудностями по нескольким причинам: длительное плохое управление экономикой коммунистами, разрушенные в гражданской войне фабрики, мосты, линии электропередачи, здания, большое количество беженцев и переселенцев (как хорватов, так и боснийцев), разрыв экономических связей. Западная помощь и инвестиции, особенно в туризм и нефтяную промышленность, должны помочь возрождению. Экономика восстановилась после умеренного спада в 2000 г., причем главным двигателем роста явилась туристическая индустрия. Важной проблемой остается высокий уровень безработицы. Неспособность правительства реализовать необходимые для ускорения роста экономические реформы в основном является результатом общественного сопротивления (особенно со стороны профсоюзов), мерам по сокращению рабочих мест, заработной платы или социальных выплат. | ||
ЮГОСЛАВИЯ | За быстрым распадом Югославской Федерации в 1991 г. последовали разрушительная война, дестабилизация границ республики и разрыв важных межреспубликанских торговых связей. В 1992-93 гг. производство в Югославии сократилось наполовину. Как и другие бывшие югославские республики, Югославия в значительной степени зависела от поставок энергии и продукции из соседних республик. Значительные климатические различия, разница в имеющемся минеральном сырье и технологическом уровне еще более обостряют эту взаимозависимость, так же как и практиковавшееся коммунистическим режимом сосредоточение промышленного производства на небольшом числе гигантских заводов. Экономических трудностей республикам добавляет разрыв торговых связей, резкое падение промышленного производства, потеря поставщиков и рынков, материальный ущерб, нанесенный столкновениями. Гиперинфляция была остановлена с введением новой денежной единицы в июне 1993 г.; цены оставались относительно стабильны с 1995 по 1997 г., но инфляционное давление снова возобновилось в 1998 г. Статистические данные продолжают оставаться ненадежными, и оценка ВВП крайне приблизительна. Экономического бума, ожидавшегося правительством после приостановки санкций ООН в декабре 1995 г., не произошло. Главная вина за неблагополучное положение в экономике лежит на правительстве, однако разрушение сербской инфраструктуры и промышленности бомбардировками силами НАТО во время войны в Косово также добавило экономических проблем. Все санкции в настоящее время сняты. Югославия начинает экономические реформы. Существует острая нехватка электроэнергии в результате недостаточных капиталовложений, производимых прежними режимами, истощения водохранилищ вследствие продолжительной засухи и недостатка денег. ВВП вырос в 2000 г. примерно на 15%, что позволило компенсировать большую часть падения ВВП на 20% в 1999 г. |
© 2008 - 2018 При использовании информации прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна |