Обзор экономики стран Азии


Название страныОбзор экономики
КИТАЙ флагКИТАЙ Начиная с конца 1978 г. китайское руководство начало преобразовывать застойную экономику советского типа в более рыночную. Хотя этот процесс проходил под жестким политическим контролем Коммунистической партии, влияние негосударственных управленцев и предпринимателей постепенно росло. Чтобы добиться цели, власти ввели в сельском хозяйстве систему личных хозяйств вместо коллективных, дали больше полномочий местным чиновникам и директорам заводов, сняли запрет на мелкое предпринимательство в сфере услуги легкой промышленности и сделали экономику более открытой для внешней торговли и инвестиций. В результате этих мер ВВП вырос в 4 раза с 1978 г. В 2000 г., при населении в 1,26 млрд чел., ВВП на душу населения составил $3 600; экономика Китая стала второй по величине в мире (после США). В 1980-х гг. производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в два раза; промышленность развивалась не менее стремительно, особенно в прибрежных районах, расположенных около Гонконга и напротив Тайваня, где зарубежные инвестиции помогли увеличить производство товаров как для местного рынка, так и для экспортной торговли. Од-нако эта "гибридная" экономика страдала худшими пороками как социализма (бюрократизацией, апатией), так и капитализма (погоней за барышами и ростом инфляции). Пекин периодически возвращался к старым методам управления и ужесточал централизованный контроль. Правительство старается (а) собирать налоги со всех провинций, фирм и частных лиц, (б) бороться с коррупцией и другими экономическими преступлениями, (в) поддерживать крупные государственные предприятия, многие из которых страдали от конкуренции и становились неспособны выплачивать жалования и пенсии. От 80 до 120 млн "лишних" сельских работников не имеют постоянного места жительства и мигрируют между городами и деревнями; многие из них обеспечивают себя пропитанием, устраиваясь на временные низкооплачиваемые работы. Сопротивление в народе, перемены в центральной политике и потеря авторитета сельской администрацией препятствуют осуществлению китайской программы контроля над рождаемостью, необходимой для поддержания уровня жизни населения. Другой долгосрочной угрозой высоким темпам роста является разрушение окружающей среды, в частности загрязнение воздуха, эрозия почв и неуклонное падение уровня осадков -особенно на севере страны. Из-за эрозии почв и расширения промышленных зон в Китае продолжает уменьшаться площадь пахотных земель. Ослабление мировой экономики в 2001 г. может воспрепятствовать росту экспорта. Пекин предпринимает попытки стимулировать рост посредством совершенствования инфраструктуры, в частности системы регулирования расхода воды, а также борьбой с бедностью и реформой налогообложения на селе, призванной уничтожить произвол местных налоговых ставок, которыми облагаются крестьяне.
КОКОСОВЫЕ ОСТРОВА флагКОКОСОВЫЕ ОСТРОВА Выращивание кокосов является главным источником доходов. Главные статьи экспорта - копра и свежие кокосы. Небольшие сады и рыболовство способствуют обеспечению продуктами питания, но основная масса других продуктов питания и потребительских товаров должна импортироваться из Австралии.
ЛАОС флагЛАОС Правительство Лаоса (одной из немногих оставшихся стран, официально считающихся коммунистическими) в 1986 г. объявило о децентрализации управления и поощрении частного предпринимательства. Исходный уровень экономики был крайне низким, поэтому результаты оказались потрясающими - в 1988- 97 гг. среднегодовой экономический рост составлял 7%. В дальнейшем темпы реформ замедлились, и рост сократился до 3%. Поскольку экономика Лаоса в значительной степени зависит от торговли с Таиландом, она понесла ущерб вследствие регионального финансового кризиса, начавшегося в 1997 г. Неудовлетворительные действия правительства усугубили кризис. С июня 1997 г. по июнь 1999 г. лаосский кип потерял 87% своей стоимости; пик кризиса был достигнут в сентябре 1999 г., когда после резких скачков курс в течение нескольких недель упал с 3 500 кипов за доллар до 9 000 кипов за доллар. Теперь, когда валютный курс стабилизировался, правительство, кажется, довольно сложившейся ситуацией, несмотря на ограниченные государственные доходы и малые валютные резервы. В Лаосе, не имеющей выхода к морю стране с примитивной инфраструктурой, отсутствует сеть железных дорог, система автодорог находится в зачаточном состоянии, внутренние и внешние средства телекоммуникации ограничены. Электричество имеется лишь в нескольких городских районах. Средства к существованию населения дает сельское хозяйство, составляющее половину от ВВП; в нем занято 80% рабочей силы. В обозримом будущем экономика Лаоса будет продолжать зависеть от МВФ и других международных источников помощи; в настоящее время Япония является крупнейшим донором; помощь от бывшего СССР и стран Восточной Европы прекратилась.
МАКАО флагМАКАО Экономика основана главным образом на туризме (включая азартные игры), текстильной и пиротехнической промышленности. Попытки развития других секторов привели к зарождению таких небольших отраслей, как изготовление игрушек, искусственных цветов и выпуск электроники. Доходы от туризма составляют около 25% от ВВП, на долю текстильной промышленности приходится примерно 75% экспортной выручки; доходы от азартных игр составляют, вероятно, свыше 40% от ВВП. Более 8 млн туристов посетили Макао в 2000 г. Макао зависит от импорта из Китая большей части продовольственных товаров, пресной воды и электроэнергии. Япония и Гонконг являются основными поставщиками сырья и средств производства. В 1998 г. ВВП упал на 5%, а в 1999 г.- на 3%, но немного восстановился в 2000 г. Макао перешел под власть китайского правительства 20 декабря 2000 г. Уровень уличной преступности, оборотная сторона экономики города, к выгоде для туризма должен сократиться в 2000-01 гг.
МАЛАЙЗИЯ флагМАЛАЙЗИЯ ВВП в 2000 г. вырос на 8,6% в основном благодаря двузначным показателям темпа роста экспорта и продолжения правительством политики налогового стимулирования. Как экспортер нефти, Малайзия также получила выгоду от высоких цен на нее. Возросшие экспортные доходы позволили стране достичь профицита торгового баланса, но валютные резервы снизились с максимального значения в $34,5 млрд в апреле 2000 г. до $29,7 млрд в декабре, поскольку иностранные инвесторы выводили из страны свои средства. Несмотря на такое развитие событий, Куала-Лумпур вряд ли в близком будущем откажется от фиксации курса своей валюты. Замедление экономического роста главных западных рынков, особенно США, и более низкий мировой спрос на электронику затормозят рост ВВП до 3-6% в 2001 г. (по мнению независимых экспертов). Что касается более длительной перспективы, неспособность Малайзии добиться значительного прогресса в проведении ключевых реформ корпоративного и финансового секторов ставит под сомнение возможность продолжительного устойчивого роста и возвращения иностранных инвесторов. 11ВВП: по паритету покупательной способности - $223,7 млрд (2000 оц.).
МАЛЬДИВЫ флагМАЛЬДИВЫ Туризм, основной сектор экономики Мальдивов, составляет 20% ВВП и дает более 60% валютных поступлений. Более 90% доходов бюджета формируется за счет импортных пошлин и налогов на туристическую деятельность. Почти 400 000 туристов посетили острова в 1998 г. Рыболовство является вторым ведущим сектором экономики. Правительство приступило к осуществлению программы экономических реформ в 1989 г., для начала увеличив импортные квоты и открыв доступ частному сектору к некоторым видам экспортной деятельности. Затем правительство ослабило регулирование экономической деятельности, чтобы привлечь больше иностранных инвестиций. Сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность продолжают играть второстепенную роль в экономике, их развитие затрудняется недостатком пригодных для обработки земель и нехваткой рабочих рук. Большая часть продуктов питания должна экспортироваться. Промышленность - в основном производство одежды, строительство малых судов и ремесленное производство -составляет около 18% ВВП. Власти беспокоятся по поводу эрозии почв и влияния глобального потепления на низменные острова архипелага, 80% территории которых находится ниже отметки в один метр над уровнем моря. 11ВВП: по паритету покупательной способности - $594 млн (2000 оц.).
МОНГОЛИЯ флагМОНГОЛИЯ Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивлент бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год. Правительство МНРП, пришедшее к власти в июле 2000 г., стремится к улучшению инвестиционного климата, оно также должно заняться проблемой обременительного внешнего долга.
МЬЯНМА флагМЬЯНМА У Мьянмы смешанная экономика: в сельском хозяйстве, легкой промышленности и транспортном секторе доминирует частное предпринимательство, тогда как энергетический сектор, тяжелая промышленность и торговля рисом находятся под государственным контролем. Последние 11 лет, с 1989 по 1999 гг., правительственная политика была направлена на оживление экономики после трех десятилетий жесткого централизованного планирования. Частное предпринимательство заметно выросло в середине 1990-х гг., но его активность стала снижаться в последние несколько лет из-за ухудшения делового климата и политического давления со стороны западных стран. Опубликованные оценки объемов внешней торговли Мьянмы сильно занижены, так как весьма активны черный рынок и пограничная торговля. Главной нерешенной проблемой является необходимость достижения валютной и финансовой стабильности. Мьянма остается бедной азиатской страной; за последнее десятилетие уровень жизни большинства населения не улучшился. В ближайшем будущем темпы роста едва ли вырастут из-за неэффективности государственного управления, внутренних конфликтов, недостаточных зарубежных инвестиций и большого торгового дефицита.
НЕПАЛ флагНЕПАЛ Непал относится к числу самых бедных и отсталых стран мира; почти половина его населения живет за чертой бедности. Основой экономики является сельское хозяйство, обеспечивающее пропитанием более 80% населения и дающее 41% ВВП. Промышленность в основном представлена предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе джута, сахарного тростника, табака и зерновых культур. Объемы производства текстиля и ковров недавно выросли; за последние три года их экспорт принес стране примерно 80% валютной прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции растет в среднем на 5% в год; для сравнения - средние темпы роста численности населения составляют 2,3%. С мая 1991 г. правительство начало осуществлять экономические реформы, сосредоточившись на поощрении торговли и привлечении зарубежных инвестиций, в частности путем упрощения процедур лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности. Правительство также сокращало расходы путем урезания субсидий, приватизации государственных промышленных предприятий и увольнения государственных служащих. Но последствия политической нестабильности (за последние пять лет в стране сменилось пять правительств) помешали Катманду прийти к консенсусу, необходимому для осуществления ключевых экономических реформ. Непал обладает значительным потенциалом для ускорения экономического роста, заключенным в туристическом и гидроэнергетическом секторах, ставших предметом недавнего интереса зарубежных инвесторов. Перспективы для внешней торговли и инвестиций в других секторах выглядят менее обнадеживающими из-за неразвитости экономики, ее технологической отсталости, изолированного и удаленного местоположения страны, а также из-за частых природных бедствий. Поддержка международного сообщества, обеспечивающая более 60% бюджета развития страны и более 28% ее общих бюджетных расходов, ве-ро-ятнее всего, и в дальнейшем будет являться одним из главных условий роста экономики Непала.
ОСТРОВ РОЖДЕСТВА флагОСТРОВ РОЖДЕСТВА Единственной значительной экономической деятельностью была добыча фосфатов, но в декабре 1987 г. правительство Австралии закрыло рудник. В 1991 г. рудник был снова открыт союзом рабочих. При поддержке правительства компания Casinos Australia International Ltd построила на острове Рождества казино стоимостью $34 млн, которое было открыто в 1993 г. К концу 1999 г, азартные игры в казино были временно прекращены, но снова возобновлены в начале 2000 г. Еще одна экономическая перспектива - возможность размещения на острове космодрома.
ОСТРОВА АШМОР И КАРТЬЕ флагОСТРОВА АШМОР И КАРТЬЕ экономическая деятельность не ведется.
ПАКИСТАН флагПАКИСТАН Пакистан -бедная, перенаселенная страна, страдающая от внутренних политических конфликтов, недостатка зарубежных инвестиций, разорительной конфронтации с соседней Индией. Правительству МУШАРРАФА придется в 2000-03 гг. решать проблему выплаты внешнего долга в сумме $21 млрд, при том, что выплата еще $2 млрд долга Парижскому клубу была отложена. Иностранные займы и субсидии составляют около 25% государственных доходов, но на обслуживание долгов приходится почти 50% государственных расходов. Хотя Пакистан достиг соглашения с МВФ о кредите на пополнение валютных резервов в размере $600 млн, будущие заимствования могут оказаться под угрозой, если Пакистан не сможет улучшить сбор налогов и уменьшить дефицит бюджета. Программа генерала МУШАРРАФА, основанная на рекомендациях МВФ, включает повышение цен на нефть и нефтепродукты, упорядочение налогообложения, приватизацию государственных предприятий и улучшение внешнеторгового баланса. Как бы то ни было, экономические перспективы Пакистана остаются неясными и изменения, вопреки намерениям новой администрации, пока незначительны. Валютные резервы составляют примерно $1 млрд, платежный баланс трещит под ударами высоких цен на нефть, иностранные и местные инвесторы продолжают остерегаться реализации проектов в Пакистане.
ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ флагПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ Папуа - Новая Гвинея обладает богатыми природными ресурсами, но их разработку сдерживают пересеченная местность и высокая стоимость создания инфраструктуры. 85% населения живет натуральным сельским хозяйством. Добыча полезных ископаемых, в том числе нефти, меди и золота, обеспечивает 72% экспортных доходов. За показателем среднегодового роста ВВП на 3,4% в течении 1979-98 гг. скрываются значительные вариации год от года, связанные с негативными внешними воздействиями, природными бедствиями и проблемами управления экономикой. Во второй половине 1990-х гг. рост был слабым, реальный ВВП в 1999 г. был лишь чуть более чем на 3% выше, чем в 1994 г., что оказалось недостаточным для компенсации прироста населения. Новое правительство под руководством премьер-министра Мекере МОРАУТА в июле 1999 г. пообещало сохранить целостность государственных институтов, стабилизировать местную валюту, сбалансировать национальный бюджет, приватизировать государственные предприятия там, где это необходимо, и обеспечить мир на острове Бугенвиль. Правительство добилось значительного успеха в привлечении международной помощи, особенно со стороны МВФ и Мирового банка, предоставивших займы на цели развития. Тем не менее правительству все еще предстоит решать важнейшие задачи, среди которых укрепление доверия инвесторов, особенно для привлечения их к строительству нефтепровода в Австралию, продолжение приватизации государственной собственности и сохранение поддержки со стороны законодателей, которые после 15 июля 2001 г. имеют право сместить правительство в результате вынесения вотума недоверия.
ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА Китай в 1997 г. анонсировал планы открытия островов для туризма.
РОССИЯ флагРОССИЯ На протяжении десятилетия после коллапса СССР Россия пытается создать современную рыночную экономику и добиться устойчивого экономического роста. В отличии от своих торговых партнеров в Центральной Европе, которым удалось преодолеть первоначальный спад производства, сопровождавший начало рыночных реформ и продолжавшийся от трех до пяти лет, экономика России сокращалась в течении пяти лет, пока исполнительная и законодательная власти медлили с проведением важнейших рыночных преобразований. Экономика России несколько восстановилась в 1997 г., но хронический дефицит бюджета и неблагоприятный деловой климат сделали ее уязвимой во время мирового финансового кризиса 1998 г. Кризис достиг кульминации в августе, когда упал курс рубля, произошел дефолт по долговым обязательствам и резко ухудшились условия жизни большей части населения. Экономика восстановилась в 1999-2000 гг., поддержанная повышением конкурентоспособности в связи с ослаблением рубля и ростом профицита торгового баланса благодаря высоким мировым ценам на нефть. Это восстановление наряду с возобновлением попыток правительства ускорить структурные реформы привели к росту предпринимательской активности и доверия инвесторов к перспективам России, вступившей во второе десятилетие переходного периода. Однако сохраняются серьезные проблемы. Россия по-прежнему сильно зависит от экспорта продукции, в особенности нефти, природного газа, металлов, древесины, которые составляют более 80% экспорта, что делает страну беззащитной перед колебаниями мировых цен. Сельское хозяйство России страдает из-за неопределенности прав на владение землей, что мешает инвестициям и перестройке аграрного сектора. Еще одна угроза заключена в негативных демографических тенденциях (низком уровне рождаемости и ухудшении здоровья нации, в том числе из-за угрожающего распространения СПИДа), приведших к сокращению населения страны почти на 2% с 1992 г. Промышленная база России находится в исключительно изношенном состоянии и должна быть обновлена или модернизирована, если страна собирается достичь уверенного экономического роста. Другими проблемами являются повсеместная коррупция, бегство капитала и утечка мозгов.



© 2008 - 2018
При использовании информации
прямая гиперссылка на "mir-geo.ru" обязательна